Причал «Южный речной вокзал»

Южный речной вокзал расположен к юго-востоку от центра Москвы, на правом берегу реки Москвы, в районе парка Нагатинская пойма в Южном округе Москвы, напротив Нагатинской набережной.

Длина

500 м

Год постройки

1985

проспект Андропова, дом 11, корпус 2
Технопарк, Коломенская
От ближайшего метро

Технопарк 1 км (10-15 минут)

проспект Андропова, дом 11, корпус 2
Технопарк, Коломенская
От ближайшего метро

Технопарк 1 км (10-15 минут)

Как добраться: Южный речной вокзал

Официальный адрес Южного речного вокзала — Москва, проспект Андропова, дом 11, корпус 2, но фактический адрес — Проектируемый проезд № 4062.

Как добраться до Южного речного вокзала Москвы своим ходом. От станции метро «Коломенская» путь пешком через Нагатинский метромост займет от 40 минут, но данный вариант неудобен тем, что придется преодолевать две лестницы.

Можно воспользоваться и станцией метро «Технопарк», путь пешком до вокзала займет 25-30 минут, но без подъема на мост.

Поэтому есть смысл воспользоваться наземным транспортом: ближайшая остановка расположена рядом с выходом из метро «Коломенская», откуда на любом маршруте (кроме автобус № 724 к) можно доехать одну остановку до «Южного речного вокзала», а затем дойти пешком до причала за 10-15 минут.

Южный речной вокзал расположен к юго-востоку от центра Москвы, на правом берегу реки Москвы, в районе парка Нагатинская пойма в Южном округе Москвы, напротив Нагатинской набережной.

Южный речной вокзал на Москве-реке
От причалов Южного речного вокзала в период навигации отправляются пассажирские двухпалубные круизные суда по реке Москве, Волге и Оке.

Современное здание Южного речного вокзала в Нагатинской пойме было открыто в 1985 году, но первый круизный теплоход ушел в рейс 30 апреля 1986 года — им стал «Павел Юдин». Архитектором вокзала стал Юрий Коган, ранее проектировавший речной вокзал в городе Куйбышев (Самара), а также в городе Осташков Тверской области.

До открытия нынешнего здания вокзала, с 1972 по 1985 годы, отправление речных теплоходов происходило от причала «Кленовый бульвар», расположенного на противоположном берегу на Нагатинской набережной.

После постройки современное здание Южного речного вокзала было украшено пятью скульптурными композициями, которые символизировали выражение «Москва — порт пяти морей» (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное), работы скульптора Щербакова С.А. На фронтоне здания, выходящего на реку, находилось изображение компаса, а шпиль здания был увенчан силуэтом парусника и надписью: «Южный речной вокзал».

Но из-за того, что вокзал был открыт фактически в пустом поле, которое только предполагалось к застройке (по планам середины 1980-х годов там должен был быть открыт советский вариант «Диснейленда»), сразу стало проблемным транспортное сообщение с ним, так как прямого пути от метро не было, а дорога с пересадкой на автобусе занимала много времени.

Кризис 1990-х годов, выразившийся в падении спроса на речные круизы, а также обмеление реки Москвы и Оке в конце 1990-х и середине 2000-х годов также сказался на ситуации с вокзалом. В 1997 году здание было сдано в аренду под торговый центр, а позже выкуплено.  В начале 2000-х Южный речной вокзал окончательно утратил транспортные функции, став часть торгово-ярмарочного центра.

В 2013 году со здания вокзала были демонтированы скульптуры, обозначавшие моря, а позже исчезла и надпись: «Южный речной вокзал», которую заменили названием торгового центра. Само здание было реконструировано, полностью заменено остекление, увеличена площадь вокзала, ставшая к тому времени торговой.

Весной 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском к владельцам здания, касающегося его сноса как незаконной постройки. После этого на здание вокзала вновь появилась демонтированная ранее надпись: «Южный речной вокзал».

Сейчас прорабатывается проект реновации речного вокзала – Южного – в Нагатинской пойме. Новость не может не радовать, поскольку знаменитый речной маршрут «Московская кругосветка» один из немногих речных кольцевых маршрутов в мире, по которому ходят теплоходы с туристами, начинается или заканчивается именно здесь. Уникальность этого маршрута состоит в том, что теплоход идёт по кругу и ни разу не проходит по одному и тому же участку дважды. Дуэт обновленных Северного и Южного вокзалов станет началом новой инфраструктуры своеобразного речного кольца, соединившего Москва-реку, Оку и Волгу. Помимо роскошных круизных маршрутов, Южный вокзал станет ключевой остановкой на одном из новых маршрутов для речного прогулочного транспорта на отрезке от Новоданиловкой набережной до Печатников.